ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ НЮРНБЕРГСКОГО ПРОЦЕССА В СТАНОВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ

 

Нюрнбергский процесс впервые в истории международных отношений положил конец уголовно-правовой безнаказанности агрессии и агрессоров. Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера.

Впервые в истории как уголовные преступники понесли наказание руководители государства, виновные в подготовке, развязывании и ведении агрессивной войны. Тем самым был реализован принцип «положение в качестве главы государства или руководящего чиновника правительственных ведомств, равно как и то, что они действовали по распоряжению правительства или выполняли преступный приказ, не является основанием к освобождению от ответственности». Международный трибунал указал: «Преступления против международного права совершаются людьми, а неабстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права... Принцип международного права, который при определенных обстоятельствах защищает представителя государства, не может быть применен к действиям, которые осуждаются как преступные согласно международному праву».

В приговоре Трибунала отмечалось: «Утверждалось, что международное право рассматривает лишь действия суверенных государств, не устанавливая наказания для отдельных лиц», что если неправомерное действие совершается государством, то «лица, которые практически осуществляли это, не несут личной ответственности, а стоят под защитой доктрины о суверенности государства». По мнению Трибунала, оба эти положения должны быть отвергнуты. Уже давно признано, что международное право налагает определенные обязанности на отдельных лиц так же, как и на государство.

В этой связи нельзя не вспомнить слова Главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе Р.А. Руденко, который в своей речи особо подчеркнул, что данный судебный процесс проводится не только во имя священной памяти миллионов невинных жертв фашистского террора, но и, что особенно важно, во имя безопасности народов в будущем.

Принципы Устава и Приговора Трибунала, подтвержденные резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, явились существенным вкладом в действующее международное право, стали его общепризнанными нормами. В международное право были введены понятия международного заговора, планирования, подготовки и ведения агрессивной войны, пропаганды войны, с признанием их преступными и, следовательно, влекущими уголовное наказание действиями.

Процесс в Нюрнберге высветил такие глубинные проблемы современного общественного развития, как необходимость фундаментальной разработки международного уголовного права, создание сообществом государств механизма, правовой инфраструктуры, в рамках которой в принципе было бы невозможно развязать новую мировую войну. Юристы-международники, дипломаты и политические деятели разных стран после Нюрнберга вплоть до современного периода на основе документов процесса сумели разработать и принять десятки важнейших международных конвенций, которые позволили существенно сократить, а по целому ряду направлений и приостановить гонку вооружений, в частности в ядерной области.

Нюрнбергский трибунал стал прообразом международных судебных учреждений для рассмотрения тяжких международных преступлений в виде агрессии, военных преступлений, геноцида, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших эти преступления. Это Токийский трибунал (1946), Международные трибуналы по Югославии (1993), по Руанде (1998), по Сьерра-Леоне (2002), Международный уголовный Суд (1998). Создание этого Суда имеет важное значение для повышения эффективности международного права, так как он является постоянно действующим международным судебным учреждением, наделенным правом рассматривать указанные в его Статуте преступления, совершенные не только на территории одной страны (как это предусмотрено в решениях о создании трибуналов по Югославии, Руанде и Сьерра-Леоне), но и в любом государстве.

Таким образом, можно считать, что создание Международного уголовного Суда стало логическим завершением долгого пути, начатого 60 лет назад в Нюрнберге. Идея такого органа возникла почти сразу после завершения процесса над нацистскими военными преступниками. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 г. было предложено Комиссии международного права рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который возлагается рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида. После вывода Комиссии о том, что учреждение международного суда для преследования лиц, обвиняемых в геноциде и других преступлениях аналогичной тяжести, является как желательным, так и возможным, Генеральная Ассамблея создала комитет для подготовки предложений, касающихся учреждений такого суда. Комитет подготовил проект соответствующего статута в 1951 г., затем пересмотренный его проект в 1953 г. Однако Генеральная Ассамблея постановила отложить рассмотрение проекта статута до принятия определения агрессии. После этого вопрос об учреждении международного уголовного суда рассматривался периодически.

В 1993 г. Комиссия международного права ООН успешно завершила свою работу над проектом Статута Международного уголовного Суда и в 1994 г. представила его Генеральной Ассамблее. В 1996-1998 гг. работал Подготовительный комитет для Международного уголовного Суда.

На 52-й сессии Генеральной Ассамблеи было принято решение о созыве Дипломатической конференции полномочных представителей под эгидой ООН по вопросу об учреждении Международного уголовного Суда. Эта конференция проходила в Италии с 15 июня по 17 июля 1998 г. На ней был принят Римский статут Международного уголовного Суда, который к настоящему времени ратифицировали уже более 100 государств. Еще более 40 государств подписали Статут и рассматривают вопрос о ратификации.

Обращаясь к участникам дипломатической конференции, Генеральный секретарь ООН заявил: «Создание Международного уголовного Суда вселяет надежду на торжество справедливости во всем мире. Это простая и благородная мечта. Мы близки к ее достижению. Мы сделаем все, что от нас зависит, для того чтобы она в полной мере воплотилась в жизнь. Мы просим вас внести свой вклад в эту борьбу, направленную на обеспечение того, чтобы ни один правитель, ни одно государство, ни одна хунта и ни одна армия, где бы то ни было, не могли нарушать права человека безнаказанно. Лишь тогда невинные жертвы войны и конфликтов в далеких уголках мира будут знать, что они тоже могут жить спокойно, находясь под защитой правосудия, что они тоже имеют права и что те, кто нарушает эти права, будут наказаны».

Однако говорить о триумфальном шествии международного уголовного правосудия пока еще не приходится. Более того, вопрос о ратификации Римского статута выявил серьезные противоречия в международном сообществе. К нему отказались присоединяться крупнейшие страны мира (например, США и КНР). Категорически отверг это Израиль. Россия подписала Статут, но отложила его ратификацию на неопределенный срок.

Нюрнбергский процесс фактически подтвердил главный вывод о сущности фашизма как открытой террористической диктатуры. Трибунал перед всем миром раскрыл человеконенавистническую сущность нацизма, его идеологических и политических установок. Он изобличил преступный характер расовой доктрины гитлеризма, являвшейся идейной основой для подготовки и развязывания агрессивной войны, для массового истребления людей. Материалы процесса раскрыли также агрессивную сущность концепции «жизненного пространства», широко использованной для оправдания захватнической политики германского фашизма.

Нюрнбергский процесс со всей убедительностью показал, что фашизм у власти - это война, разгул жесточайшего массового террора, геноцид в отношении славянских и других народов, уничтожение миллионов ни в чем не повинных людей. Он наглядно и убедительно продемонстрировал всю опасность возрождения фашизма для судеб мира и по праву вошел в историю как процесс антифашистский.

Однако сейчас приходится констатировать, что «призрак неонацизма» бродит по Европе. Возрождение идеологии нацизма, рост числа преступлений, совершаемых на почве религиозной ненависти и вражды, - одна из глобальных угроз, с которой пришлось столкнуться странам, победившим фашизм. Неонацизм прочно осел, несмотря на попытки бороться с ним, в Австрии и Италии. В Восточной Германии в последнее время наблюдается рост популярности организаций правого толка. Только в 2005 г. руководство федеральной земли Бранденбург запретило деятельность неонацистских группировок «Братство высшей расы» и «Штурм-27». Власти Чехии выражают обеспокоенность в связи с активностью ультраправых группировок в стране. В мае 2005 г. мероприятия, в которых приняли участие более 400 членов подобных объединений, прошли в ряде чешских городов на границе с Германией. Рост числа экстремистских групп отмечается в Испании. Особую тревогу вызывает появление подобных движений в обществах с традиционно высоким уровнем толерантности. Так в столице Норвегии в январе 2005 г. было совершено первое в истории страны убийство на расовой почве.

Не может не вызывать беспокойства ситуация, сложившаяся в странах Балтии, где возрождение нацизма прикрывается идеями о восстановлении исторической справедливости, необходимости ликвидации последствий русской (советской) оккупации, возрождения национального самосознания и становления новой государственности. Марш участников SS, проводящийся ежегодно 16 марта в Риге, в столице Латвии, проходит под покровительством властей. В 2005 г. в нем участвовало 200 человек, из которых около 100 - члены подразделений SS, деятельность которых была признана преступной решением Нюрнбергского трибунала, и примерно столько же молодых сторонников ультранациональных взглядов.

Начиная с 80-х годов XX века в странах Европы все большую активность проявляют группы «скинхедов». По данным МВД России, по состоянию на конец 2004 г. в стране насчитывалось 147 молодежных группировок, пропагандирующих идеи нацизма и расизма, в которые входило более 50 тысяч человек.

Общепризнанно непреходящее историческое значение Нюрнбергского процесса для сохранения мира, безопасности народов, международного сотрудничества и объединения усилий человечества в преодолении новой грозной опасности - международного терроризма. Чтобы адекватно ответить на вызов международного террора, требуются объединенные усилия всех стран, их государственных и общественных структур, органов правосудия для изобличения и наказания в первую очередь вдохновителей и организаторов террористических акций на основе требований международной законности.

Интеграция России (как и других стран - участниц СНГ) в мировую экономическую систему безусловно нужна и важна не только для них. Она приобретает все более важное значение для мирового рынка. Однако деятельный интерес ряда развитых стран рыночной экономики существенным образом опережал и опережает ход цивилизованной интеграции. В том числе это выражается в негласной поддержке движений, организаций, деструктивных сил - субъектов националистической деятельности.

Что касается внутреннего фактора, то следует учитывать, что в России проблема экстремизма возникла после происшедшего не без влияния извне распада Советского Союза и начала периода радикальных реформ в их практически криминальном варианте. При этом эскалация преступности националистического характера происходила в процессе преобразования общественных отношений, игнорирования интересов разнообразных слоев населения, незаконного обогащения незначительной части населения и обвального обнищания в отдельных регионах граждан.

В этих условиях вызревали социальные антагонизмы. Среди представителей «обиженных» слоев населения формировалась решимость защитить себя и подрастающее поколение любым способом, в том числе путем реализации сепаратистских устремлений, посредством масштабной криминальной деятельности во имя извлечения сверхдоходов и обеспечения власти. В регионах стала вызревать и реализовываться идея отделения своего «мира» от метрополии и т. д. Характерно, что это происходило не только в национальных образованиях. Например, была попытка создания «Уральской республики». В качестве оснований такого отделения в одних случаях выступал экономико-географический фактор, в других - экономико-этнический с идеей необходимости сохранения «добрых» обычаев и традиций соответствующих народов, в-третьих - псевдорелигиозно глобалисте -кий. Действовали и разные сочетания указанных факторов, благодаря которым вызревали наиболее устойчивые и мощные основания для возможного использования национализма. Весьма значимо и наличие субъектов, имеющих ценностные ориентации и установки, не просто расходящиеся с теми, которые отражены в законах, но и кланово-эгоистические, человеконенавистнические, допускающие принесение любых жертв в угоду личному и клановому эгоизму.

Общее предупреждение экстремизма - это, в первую очередь, гармонизация взаимодействия разных цивилизаций, стран, народов, социальных групп на основе взаимного уважения и оказания необходимой помощи нуждающимся в ней субъектам. Решение данной задачи во многом зависит от начала формирования личности с раннего возраста, которое бы обеспечивало данную гармонизацию и цивилизованное решение конфликтов и проблем. Для ее решения необходимо наличие действенных механизмов международного и иного сотрудничества субъектов охраны правопорядка, обеспечивающих неотвратимость предусмотренной законами ответственности за преступления.

Большую опасность представляют и экологические угрозы со стороны промышленно развитых стран, вывозящих отходы своей промышленной деятельности, в том числе и ядерные отходы, в слаборазвитые страны, создавая реальную угрозу для жизни и здоровья местного населения.

Трудно переоценить значение Нюрнбергского и других судебных процессов Второй мировой войны в области развития и национального права. Разгром фашизма потребовал от советского руководства помимо решения вопросов об ответственности военных преступников и углубленного внимания к проблемам отечественного уголовного судопроизводства. Утратили силу указы Президиума Верховного Совета СССР, действовавшие во время войны. Советское руководство приняло ряд мер по укреплению законности и расширению прав и свобод личности, усилению гарантий этих прав в судопроизводстве. Развитие и совершенствование уголовно-процессуального законодательства происходило по мере накопления опыта применения законодательства, действовавшего в военное время. На его демократизацию тоже оказали влияние нормы и принципы Международного военного трибунала, закрепленные в Уставе.

В частности, Устав установил процессуальные гарантии для подсудимых. Им предоставлялось право: давать показания, иметь переводчика, защищаться на суде лично и с помощью защитников (защитники не были допущены на предварительное следствие и вступили в дело лишь на стадии судебного разбирательства), представлять доказательства, давать объяснения, участвовать в допросе свидетелей, Кроме того, им вручались копии не только обвинительного акта, но и прилагаемых к нему документов, т. е. досье уголовного дела. Довольно широко были очерчены права Трибунала. Большая активность была предоставлена судьям для сбора и оценки доказательств, определения их относимости и допустимости и т. д. Влияние Нюрнбергского процесса ощущалось и далее при подготовке и принятии Основ уголовного судопроизводства 1958 г., УПК РСФСР 1960г. и УПК РФ 2001г.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. определяли общие принципы уголовного процесса, важнейшие его институты и стадии. В соответствии с линией на дальнейшее расширение и охрану прав личности в советском уголовном процессе были введены новые гарантии права на защиту в результате установления допуска защитника с момента привлечения лица в качестве обвиняемого на стадии предварительного следствия. Был расширен круг оснований для внесения дела в распорядительное заседание суда с целью проверки достаточности оснований для предания обвиняемого суду. Более точно был определен процессуальный статус подозреваемого и потерпевшего. Их права были существенно расширены. На государственные органы стала возлагаться обязанность не только разъяснять участникам процесса их права, но и обеспечивать реализацию этих прав.

В 1959-1961 гг. были приняты уголовно-процессуальные кодексы всех союзных республик, подробно регламентирующие деятельность следственных, прокурорских и судебных органов по расследованию, разрешению уголовных дел.

Выделяя основные аспекты изменений в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве, происшедших не без влияния нормативных основ и практики проведения Нюрнбергского процесса, прежде всего следует отметить:

расширение полномочий судебной власти;

расширение состязательности и участия стороны защиты в доказывании;

расширение возможностей уголовно-процессуального доказывания наряду с повышением законодательных требований к этой деятельности.

Всё это делалось и делается на основе расширения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и создания гарантий их реализации. Естественно, что на процесс демократизации российского уголовного судопроизводства, приведения его в соответствие с общепринятыми принципами и стандартами международного права оказали значительное влияние мировые тенденции совершенствования уголовно-процессуальных процедур. Однако своего рода отправной точкой в этом процессе явились нормативная база и уголовно-процессуальные процедуры Нюрнбергского процесса.