Вопросы и ответы по курсу ОРКСЭ (4 класс)

                
                        

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

 "Средняя общеобразовательная

школа № 4 Муниципального

образования "Ахтубинский
район"

 

Вопросы и ответы по курсу ОРКСЭ (4 класс)

 

Уважаемые родители  будущих  четвероклассников!

В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого является духовно-нравственное воспитание школьника с учётом интересов, культурных особенностей и потребностей его семьи. Курс состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося.

Ваши  семьи  уже  определились  с  выбором  модуля.    Для  тех  родителей,  кто  не  смог  побывать  на  нашей  встрече,  помещаем  ответы  на   наиболее часто задаваемые вопросы о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

1. Какие документы регламентируют введение курса  «Основы религиозных культур и светской этики»?        

Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:

-  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.

- Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый.

- Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

 

2. Какие модули включает в себя комплексный курс, все ли они одинаковые по объёму часов?    

Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики».

Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 34 урока, то есть по 1 уроку в неделю. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.

 

3. Кто решает вопрос о выборе модуля курса для изучения?        

Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер. Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.

 

4. Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?        

Столько, сколько выберут родители.

Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).

 

5. Зачем изучение религиозных культур и светской этики включено в программу обучения общеобразовательной школы?         

В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.

Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.

 

6. Можно ли изучать одновременно несколько модулей?      

Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.

Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.

 

7. Каковы основные принципы преподавания курса?       

Светский характер.

Культурологический подход.

Преобладание воспитательного аспекта.

Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями.

Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.

 

8. В чём воспитательная составляющая данного курса?        

Освоение курса должно обеспечить:

-  понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;

-  знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;

-  формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

-  формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

-  знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;

-  укрепление духовной преемственности поколений.

 

9. Предусматривается ли при изучении курса обучение религии?

Все модули курса носят культурологический, светский характер. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

 

10. Кто может вести курс ОРКСЭ?      

Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

 

11. Имеют ли право священнослужители вести модули курса ОРКСЭ?     

В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.

В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

 

12.В ходе изучения курса имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций?        

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.

В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

 

13. Будет ли школа обеспечивать учебниками по курсу ОРКСЭ или их следует приобретать родителям самостоятельно?        

Школа    обеспечена учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств бюджета,  кроме  рабочих  тетрадей.

 

14. Как будет оцениваться успешность освоения учащимся курса ОРКСЭ?        

Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о введении оценочной системы.

Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п.

 

15. Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?        

Нет. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.

 

16. Могут ли родители присутствовать на уроках по курсу ОРКСЭ?        

Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей. Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.

 

17. До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля, который будет изучать ребенок в 4 классе? Можно ли переписать заявление на выбор модуля?

Окончательный выбор необходимо сделать и закрепить его индивидуальным заявлением до начала учебного года, то есть до 1 сентября.

Но желательно все же определиться пораньше, например, в мае-июне, чтобы учителям можно было сформировать свои тематические планы заблаговременно, хотя изменить свое решение до указанного срока можно.

 

 

 

 

 

 


Дата последнего обновления страницы 11.06.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»